Референс-дизайн — ошибки планирования

.

Частью стратегии Psion было разделение рынка мобильных терминалов по признаку форм-фактора и способа ввода текста в устройство. Для 1997 года такая концепция выглядела оправданно, тем более что Psion не имела собственного опыта разработки мобильных устройств. В те времена компании могли позволить себе сосредоточить усилия на каком-нибудь одном устройстве. Идея платформ только входила в моду. Фактически Psion и выступил в роли ее законодателя. Название этой концепции получило имя стратегии дизайна эталонов (reference design strategy).


Интересно, что в момент, когда еще не существовало даже Windows СЕ-устройств, в Psion предложили различать термины «смартфон» и «коммуникатор». Так, по мнению экспертов компании, к смартфонам относились все устройства в форм-факторе телефона, к коммуникаторам — все, что относится к форм-фактору PDA. Уже тогда были заложены предпосылки для путаницы этих наименований, которую мы наблюдаем сегодня. Автор придерживается мнения, что коммуникаторы — это устройства с QWERTY-клавиатурой, в то время как смартфоны — это все остальное. Хотя и такой подход нельзя назвать стопроцентно верным. Думаю, путаница утрясется только тогда, когда коммуникаторы и смартфоны «поглотят» друг друга, смешаются до степени полного родства. Этот процесс на рынке уже начался.
Вернемся к референсному дизайну для семейств устройств (device family reference design). В Psion выделили четыре основных класса:

• Crystal — из него вырос Nokia 9210 Communicator, раскладное устройство с QWERTY-клавиатурой. Позднее это направление стало известно как Series 80 и использовалось только компанией Nokia. В компании выпустили две версии программного обеспечения Series 80: на первой, помимо 9210, работал также 9210i, 9290; на второй версии — 9300, 9500, 9300i.
• Quartz — это концепция еще часто называлась MediaPhone. На самом деле изначально Quartz предполагалось использовать в устройствах класса internet table, больше похожих на PDA-устройства. Таким устройством можно назвать Nokia 7700, Nokia 7710. Концепция Quartz была переработана в лаборатории в шведском городе Роннебю — в итоге получился новый продукт, поэтому иногда возникает путаница в том, что считать платформой Quartz. Это не MediaPhone, как можно подумать, а именно то, что мы понимаем под UIQ-устройством. Первым подобным продуктом стал Ericsson R380s, из этого референс-дизайна родился UIQ, который затем использовался в продуктах Motorola, Ericsson, Sony Ericsson.
• Emerald — концепция обычного смартфона, типичным представителем такого устройства и стал опять же Ericsson R380s (прообраз на Quartz). Его пример хорошо показывает слабость стратегии референс-дизайнов, когда один класс устройств может успешно мутировать в другой. Фактически Quartz превратился в Emerald, что сделало существование этой платформы излишним. Ни одного продукта на Emerald выпущено не было, они даже не разрабатывались.
• Sapphire — эта платформа описывала обычные телефоны с клавиатурой; в зависимости от экрана, количества клавиш и других признаков делилась на два семейства: Red и Blue. Из Red Sapphire выросла концепция платформы Ruby, но устройства на ней так и не появились на рынке (Motorola RAZR v3, отмененная в конце 2008 года, имела «внутреннее» имя Ruby и была последним концептом этой платформы). Из Blue Sapphire появилась платформа Pearl, она известна сегодня нам как S60, первым устройством на ней стала Nokia 7650.

Основным камнем преткновения для использования платформ стала невозможность стандартизировать интерфейс. Каждый из производителей имел свое видение того, как должен выглядеть телефон, что он должен уметь, какое у него меню и так далее. Уже на этапе разработки устройств на платформе Crystal, Quartz, Pearl выяснилось, что задачи в области интерфейса у каждой компании различны. Так, в Nokia интерфейсу придавали первоочередное значение. В 1996 году в компании начали разработку матричного меню (3×3), которое и появилось на Nokia 7650. Одним из условий компании было использование такого типа меню, всех интерфейсных особенностей телефонов компании. Подобное желание шло вразрез с самой концепцией референс-дизайна устройств. Получалось, что различия будут касаться не только форм-фактора и типа ввода, но и интерфейса, программного обеспечения. Члены консорциума Symbian придерживались этой линии с первых дней, но только в 2002 году Symbian официально признала, что стратегия референс-дизайна больше не действует. Это признание де-факто демонстрирует слабость идеи «централизации» разработок, в этот момент каждая компания уже вела работу над «своим» интерфейсом. Консорциум, который виделся как универсальный производитель и ОС, и интерфейса к ней, таковым не стал. Фактически к Symbian отошла роль создателя операционной системы, а каждый производитель стал ориентироваться на свой интерфейс.
В 2002 году это разделение приобрело и фактические черты. Так, первоначальным вкладом в Symbian со стороны Ericsson стала лаборатория в Роннебю, где создавался Ericsson R380s, первый аппарат на платформе Quartz.
Изначально лаборатория создавалась для разработки Windows СЕ-устройств, то есть PDA с функциями телефона. С созданием Symbian в Ericsson отказались от этих проектов и полностью переориентировали Ronneby на новые задачи. С разделением интерфейсов лабораторию вывели в UIQ Technology АВ, дочернее предприятие Symbian. Это был первый шаг UIQ на рынок.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.