Работа в Nokia — новые продукты и идеи

.

Лейтмотивом всей работы дизайн-центра Nokia в Калифорнии становится личность Франка Нуово. Он — главный идейный вдохновитель новых проектов и в то же время авторитарный руководитель, жестко насаждающий свои «правила игры». Нуово увлекался дорогими автомобилями, его интересовали и другие предметы роскоши: например, перьевые авторучки и часы. Как дизайнер, Нуово ценил эстетику подобных вещей, пытался найти в них элементы, которые можно было бы использовать в своих разработках.


Прекрасно понимая, что фокусник, раскрывший секрет своего фокуса, не продержится на сцене и дня, Нуово настоял на том, чтобы работа его дизайн-центра была максимально скрыта от посторонних глаз. На здании бюро не было никаких вывесок, посетители, пришедшие сюда в первый раз, искали его по приметам и осторожно интересовались у охранника, по адресу ли они пришли. Лишних людей в работе над проектами не было, ситуация, когда кто-то из дизайнеров показал хотя бы своим близким рисунок будущего телефона полностью исключалась. В конце рабочего дня все эскизы убирались со столов. Именно Нуово с его представлениями о безопасности сформировал крайне жесткий стандарт сокрытия информации внутри компании. Пока он находился у руля дизайн-бюро Nokia, не было ни одной утечки информации о новых продуктах компании. Не берусь сказать, следует ли это приписать только авторитету Нуово или же тогдашней неразвитости Интернета. Но факт остается фактом: в те времена люди с удивлением узнавали о выходе в свет нового продукта только в момент его анонса. И в этом была своя магия.
Первый год работы в Nokia для Нуово прошел в организационных заботах: необходимо было усилить команду, продумать структуру дизайн-бюро, принимая во внимание не только текущую ситуацию, но и перспективы компании, грядущее расширение модельного ряда ее продукции. Нуово ориентировался на будущее, он так же, как и руководство Nokia, верил, что для компании оно будет светлым. Философия дизайна от Нуово базировалась на простом принципе — взять лучшее из других отраслей промышленности и привнести это в мобильные телефоны. А где мог искать вдохновение поклонник раритетных автомобилей, если не в их разнообразном модельном ряде?
В одном из интервью, которое Нуово дал много лет спустя, он сказал: «Подумайте о машинах, их аэродинамике, аэродинамических трубах. Посмотрите на наш стиль — его копируют по всей планете. Язык, положенный нами в основу нашей работы, — это ощущение скорости, нарастающего ускорения. Безусловно, в наших разработках чувствовалось влияние автомобилей. Но не только машины как таковой. Это — попытка передать в вещи ощущение движения».
«Think about cars, aerodynamics, wind tunnels. Look at our styling here it is so copied around the planet. The language we have put forward is about the emotion of speed and increasing velocity. The influence of the auto is there, of course. But it's not about cars. It's about movement, and it's about the attempt to do one thing well.»
Нуово нащупал свой «конек», он привнес элементы автомобилей, а позднее и самолетов, нетрадиционные материалы в обыденные телефонные аппараты. Почти на десятилетие дизайн мобильных телефонов во всем мире начинает прочно ассоциироваться с компанией Nokia: с 1995 по 2005 год компания была признанным законодателем мод в этой области.
Сегодня такой подход кажется в чем-то наивным, модели тех лет нисколько не напоминают нам автомобили или hi-tech-индустрию, они выглядят откровенно старомодными. Взглянув на Nokia 6110, вы вряд ли увидите в облике этого аппарата то, что видел в нем Нуово. С позиций дня сегодняшнего телефон откровенно скучен. Но в 1991 году это решение было новаторским: много свободного места на корпусе, оригинальный дизайн с элементами эстетики.
Уже в 1996 году Нуово мечтал о производстве дорогих телефонов, из нетрадиционных материалов, например из алюминия. Он был настолько убедителен и красноречив в отстаивании своей точки зрения, что новому проекту дали «зеленый свет». Неожиданно выяснилось, что инженеры компании не умеют работать ни с какими материалами, кроме пластика, да и производство не ориентировано на другие материалы. В подобной ситуации находились и конкуренты — все они, как и Nokia, работали исключительно с пластмассой. Впервые в истории мобильной индустрии дизайн-бюро инициирует тайное перевооружение производства. На это требуются немалые средства, руководство компании хочет получить внятное обоснование целесообразности инвестиций. Да, идея интересная, такой продукт будет уже сегодня востребован на рынке, но создать его сиюминутно не представляется возможным. Приходится идти на обман: сделанная из пластика с напылением «под металл» на рынок выпускается модель Nokia 8810, впервые продемонстрированная публике в марте 1998 года (подробнее об этом аппарате — в следующей главе).
Для Нуово этот проект был важен еще и потому, что от его успеха зависело, выйдет ли Nokia на рынок с новыми дорогими телефонами из необычных материалов или все останется по-прежнему. Телефон, спроектированный им, должен был доказать, что стильные, дорогие модели рынок воспримет «на ура». И это случилось: модель стала новым словом на рынке и завербовала для Nokia преданную армию покупателей 8000-й серии. Ситуацию не испортили даже технические проблемы, отказы аппарата в работе. Покупатели готовы были простить многое за его стильный дизайн.
Позже компания инвестирует средства в выпуск первых телефонов в титановом корпусе, затем появятся аппараты из алюминия и т. д. Этими моделями мы обязаны концепции, впервые предложенной Франком Нуово.
В 1997 году Франк отдает все силы дальнейшей проработке концепции телефонов класса люкс. Этот год можно смело считать годом рождения марки Vertu, хотя компания была официально создана позднее, в 1998 году. Первый проект Voce, который называют «фальстартом люксовых телефонов», был быстро забыт, сегодня о нем практически невозможно найти какой-либо информации, а сами участники проекта по-прежнему хранят молчание.
Поэтому можно с полным основанием считать, что, сформировав в 1995–1996 годах дизайн-бюро Nokia, Франк Нуово с 1997 года в основном посвятил себя созданию нового сегмента мобильных телефонов — дорогих, имиджевых моделей. Рождение Vertu, появление 8000-й серии — это его заслуга, притом огромная.
В компании не было дизайнеров, равных ему. Складывалось впечатление, что Франк Нуово нетерпим по отношению к своим конкурентам. В работе над проектами участвовало много талантливых инженеров, но не было ярких дизайнеров, известных не только в «мобильном» мире, но даже коллегам внутри Nokia. Дизайн Nokia ассоциировался только с одним человеком. Это была вершина карьеры Франка Нуово.
Глава продуктового подразделения Nokia Эрик Андерсон (Eric Andersson) рассказывал о том, как в середине 1990-х годов появилась идея создания разноцветных аппаратов. Это отличная иллюстрация того, как хорошая мысль приходит в голову не дизайнерам, а инженерам.
В Сало, где сегодня все же разместился один из дизайн-центров Nokia, а также центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок компании, есть бар Rikala. Инженеры Nokia любили по пятницам захаживать туда, чтобы выпить по паре бокалов пива. Правда, порой посиделки затягивались до четырех утра и парой пива их участники не ограничивались. Мобильные телефоны в те времена были большими, их выкладывали из карманов на барную стойку или стол. Представляете себе десяток одинаковых телефонов, с одинаковой мелодией звонка, сваленных в одну кучу? Выяснить к утру, какой из них кому принадлежит, было делом очень нелегким. Однажды кто-то из присутствующих внес здравое предложение — раскрасить аппараты обычной автомобильной краской. Оно пришлось по душе, и уже в следующий понедельник инженеры щеголяли на работе разноцветными аппаратами. Именно так родилась идея имиджевых телефонов, моделей, которые выглядят не так, как все.
Уже в 1999 году Nokia скромно называет себя «ведущим мировым разработчиком дизайна мобильных телефонов» («world's leading design house of mobile communication»). Франк Нуово скромно заявляет на показе новой коллекции Kenzo: «Мы в Nokia не следуем трендам, мы пытаемся их создавать. Быть на переднем крае — значит чувствовать, что происходит в моде, архитектуре и других областях».
В марте 2006 года выдающаяся страница в истории дизайна от Nokia была перевернута, Франк Нуово покинул свой пост, передав дела Алистеру Кертису (Alastair Curtis). Время Нуово прошло, потребители требовали других решений, хотели видеть иной дизайн, и в Nokia это осознали. Но станет ли новый прагматичный дизайн продукции компании таким же востребованным, оценит и полюбит ли его публика так, как это было с яркими работами команды Нуово? Это большой вопрос.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.